Перейти к содержанию
АХТУБИНСК городской форум
Авторизация  
Admn

От эскадрильи специальных служб до полка летных испытаний

Рекомендуемые сообщения

До 1938 года все летные части ГЛИЦ были объединены в авиа-бригаду НИИ ВВС, которая выполняла летные испытания для всех отделов института.

С развитием техники специальных служб, встала острая потребность в создании летной части и подготовке летных кадров, в совершенстве владеющих сложной техникой специального оборудования. Такая летная часть в виде эскадрильи специальных служб была создана 7 мая 1938 года. Командиром эскадрильи был назначен майор Лебедев Викторин Иванович, человек высокой культуры, строгий и справедливый командир. Начальником штаба стал майор Арофий Никитович Иващенко, а комиссаром – батальонный ко-миссар Крынецкий.

Эскадрилья состояла из трех отрядов: истребительного, скоростного - бомбардировочного и тяжело - бомбардировочного, командирами которых были Фокин, М. Каверин и А.А. Курбан. В составе отрядов были летчики-испытатели А.В. Смирнов, Соколов, В.М. Кулешов, В.П. Калмыков, В.М. Смирнов, К.Ф. Кожевников, Преображенский, Базанов, Нагавкин, Никитин и штурманы-испытатели Сысоев, Ракогон, Г.П. Молчанов, Кравченко, Любавин, Воронин. Инженерно-техническим составом эскадрильи руководил военинженер третьего ранга Ращупкин, а инженерами отрядов были М.Д. Лысенко, Лисицын и Сузик.

Эскадрилья подчинялась начальнику группы отделов спецслужб комбригу С.А. Данилину.

С создания эскадрильи началась большая плодотворная работа личного состава по испытаниям образцов спецоборудования. Первыми испытаниями стали испытания радиостанции РСИ-4. Для ее оценки потребовалось свыше 200 полетов на самолетах И-16 и И-15. Испытания проводили летчики Смирнов и Кожевников.

425 летных часов потребовалось летчику Калмыкову и штурманам Сысоеву и Кравченко, чтобы провести испытания «эхолота». Летчик М. Каверин и штурман Сысоев провели большой объем испытаний кислородного оборудования.

Испытательные полеты на радионавигацию, радиосвязь, слепые полеты, вождение самолетов в сложных метеоусловиях требовали от летного и штурманского состава не только летных качеств, но и высокой технической грамотности. Основными летчиками, которые проводили наиболее сложные испытания, были Доброславский и Калмыков по отработке методики слепой посадки, Кожевников, А.В. Смирнов и Сушков – по оценке герметической кабины, Кулешов – по испытаниям скафандров, подвесок с танками, моторами, баками с горючим.

Вот только некоторые образцы техники спецслужб, которые испытывались в 1938 – 1939 годах: РПК-2, слепая посадка по системе «Лоренц», автопилот «Полюс», факелы и парашютные ракеты, ПАК-1, парашют ТК-1, счетчик расхода горючего, радиостанция АРС, прибор слепой посадки СНП-2, автопилот АПГ-1, радиостанция РСБ-3бис и другая аппаратура. Всего за эти годы было испытано 443 образца, для чего выполнено 5304 полета.

Подготовку самолетов и опытных образцов техники к испытаниям проводил большой отряд борттехников, механиков, радистов и специалистов по вооружению, среди которых были В.А. Суходулов, Девин, В.Т. Бельченко, П.П. Андреев, А.М. Муханов, Соседов, Дмитричев, В.И. Пилипенко, Граменицкий, Гайнутдинов, Г.М. Борисен-ков, А.И. Антипов, А.А. Воронин, Ботвинко, С.Н. Смирнов, Н.Д. Вуколов, Ратников, Ишков, Мурсенков, Суслов и другие.

Конечно, не обошлось и без потерь. В мае 1939 года при испытаниях нового образца автопилота на самолете СБ разбились летчик Нагавкин, штурман Кравченко и инженер-испытатель Егоров.

Личный состав эскадрильи участвовал в финской кампании, где в боевой обстановке была продолжена оценка опытного оборудования. Многие были награждены орденами и медалями СССР, среди них А.И. Доброславский – орденом Ленина, Д.Д. Шорохов и Ишков – орденом Красного Знамени, М.Д. Лысенко, Андреев и Соседов – орденом Красной Звезды, Мурсенков – медалью «За отвагу», Ратников и Суходулов – медалью «За боевые заслуги». Смертью храбрых погибли В.Смирнов, Ракогон, Митин. Пропали без вести 30 января 1940 года летчик В.П. Калмыков, штурман Ф.И. Воронин и стрелок-радист А.Н. Корчажкин.

По окончании финской компании в эскадрилью пришли летчики А.И. Доброславский, Н.И. Русакова, штурманы Д.Д. Шорохов, Андреев и другие. Комиссаром эскадрильи был назначен Юшпрах.

За предвоенный 1940 год эскадрильей спецслужб было испытано 278 образцов в 2875 полетах, при этом средний налет на летчика составил 247 полетов.

В начале Отечественной войны личный состав эскадрильи почти полностью был направлен в сформированные полки от НИИ ВВС, а полковник В.И. Лебедев был назначен командиром 412-го бомбардировочного полка особого назначения.

В составе авиации дальнего действия до окончания войны несли службу В.И. Лебедев, А.Н. Иващенко, А.Г. Смирнов, В.В. Лисицын, Щелудяков, Павлов, Литвинов, Юшпрах, Граменицкий, Гайнутдинов, Разумов, Аронов, Шведенко и другие.

В воздушных боях с немецкими захватчиками сражались летчики, штурманы и стрелки- радисты эскадрильи: Доброславский, Шорохов, Белоусов, Кожевников, Сушков, Дубовский, Соколов, Глазов, Зайцев, Буланцев, И.С. Смирнов.

Из 101 офицера и сержанта эскадрильи спецслужб участвовали в Великой Отечественной войне 65 человек.

Честно и добросовестно выполнив свой долг перед Родиной, погибли в боях И.С. Смирнов, А.Г. Смирнов, Буланцев, Зайцев, Глазов, Преображенский, Соколов, Дубовой, Сушков.

На подступах к Москве, находясь в дежурных звеньях ПВО, выполняли задания по подготовке самолетов и патрулированию В. Смирнов, В.И. Пилипенко, А.М. Муханов, Дмитричев, Черезов.

Осенью 1941 года по распоряжению И.В. Сталина основные сотрудники НИИ ВВС были возвращены на испытательную работу. За 1941 – 1942 года эскадрильей было испытано 104 объекта с выполнением 1134 полетов. При этом надо учесть, что большинство этих полетов было выполнено на новой базе, под Свердловском, на аэродроме Кольцово, куда был перебазирован институт.

1 марта 1943 года эскадрилья была преобразована в полк летных испытаний и боевого применения. Командиром полка стал майор А.И. Доброславский, начальником штаба назначен П.А. Гуменюк, заместителем по политчасти Москалев. Полк пополнился новой материальной частью, а личный состав новыми кадрами. Объем испытаний оборудования возрастал: 1943 год – 183 объекта (2302 полета), 1944 год – 224 объекта (2906 полетов), 1945 год – 168 объектов (1300 полетов).

Среди испытанных объектов РЛС «Гнейс-2», РПК-10, радиостанция «Фанфара», прибор ночного боя ПНБ, легочный кислородный прибор, системы опознавания СЧ-2 и СЧ-3, новые аэрофотоаппараты, герметическая кабина на Як-7 и другое обору-дование.

При проведении испытаний погибли: летчик Кожевников, стрелок-радист Гнатко и техник-испытатель Михалев на Пе-2 21 сентября 1943 года (штурман Шорохов спасся на парашюте), командир полка Доброславский и вместе с ним радист Белоусов, техник Наумов и механик Заболотных на Ли-2, и летчик А.Л. Назаров на Ил-2 в 1944 году, исполняющий должность командира полка майор Журавлев на самолете Ме-110 в январе 1945 года вместе с ним погиб ведущий инженер Осипов.

С 15 июля 1944 года полк вошел в состав Управления испытаний техники специальных служб. Его самолетный парк насчитывал 35 самолетов.

В начале 1945 года полк состоял из двух эскадрилий. Истребительной эскадрильей командовал капитан А.В. Смирнов. Она имела на вооружении самолеты Як-1, Ла-5, Як-7, Ил-2, Ил-10, Як-10 и У-2. Инженером эскадрильи был Н.Д. Вуколов.

Командиром бомбардировочнотранспортной эскадрильи стал капитан А.И. Маншилин. В эскадрильи были самолеты Пе-2, СБ, Ли-2, Ще-2, Як-6, Ил-4 и Ту-2. Инженерную службу возглавлял П.П. Андреев.

Вскоре в полк начали поступать новые самолеты Як-9, Ил-10, американские А-20G, В-25, Си-47. Вместе с освоением новых самолетов продолжались испытания отечественных и иностранных образцов техники специальных служб: радиополукомпасов, радиовысотомеров малых высот, новых образцов фотооборудования, установки ночного фотографирования «Явор», автоматики ВМГ на истребителях, РЛС «Гнейс-5», американской РЛС «ANTPS-3» и другого оборудования.

После окончания Отечественной войны в полк прибыли летчики, имеющие огромный боевой опыт, и среди них семь Героев Советского Союза: А.Н. Бражников, П.Д. Зюзин, А.Н. Костылев, Н.С. Лацков, Ф.М. Мазурин, Н.А. Мостовой, Ю.В. Сухов.

Кроме них в полку служили летчики А.В. Смирнов, Н.И. Русакова, Л.Н. Курашов, А.И. Маншилин, Б.С. Кладов, В.А. Кулешов, И.Ф. Сергиенко, Н.В. Пегов, И.Н. Корниенко, А.В. Назаров, К.Ф. Ветошкин, В.А. Предейн. Штурманский состав возглавлял Д.Д. Шо-рохов, а его коллегами были В.К. Сысоев, В.И. Галилов, И.Т.Дульский, В.В. Туляков, И.Т. Полянкин, А.Н.Ярагин и Д.В. Копеин.

Полком командовал Валентин Васильевич Лисицин, а начальником штаба был Н.В. Колпаков.

О каждом из них можно писать книги, очерки или рассказы. О многих такие произведения написаны. Хочется немного рассказать о старшем лейтенанте Леониде Николаевиче Курашове, который прибыл в полк летных испытаний и боевого применения в июле 1945 года. В годы войны он обучал молодых летчиков-истребителей боевому применению сначала в Качинском училище, а затем в 14-м запасном полку. В марте 1943 года освоил грозный Ла-5, был назначен командиром звена 6-й запасной авиабригады и стал переучивать на него летчиков, летавших на других истребителях. Среди них был и лейтенант А.П. Маресьев, у которого были ампутированы ноги ниже колен. Под руководством Л.Н. Курашова Алексей Петрович полностью прошел программу боевого применения и стал отлично летать на Ла-5. Известно, что, воюя на протезах, А.П. Маресьев сбил еще не один вражеский самолет и был удостоен звания Героя Советского Союза.

В августе 1944 года Л.Н. Курашов прибыл на боевую стажировку в один из полков 1-го Прибалтийского фронта. Всего за месяц он выполнил 33 боевых вылета и сбил три «Фокке-Вульфа».

В НИИ ВВС Леонид Николаевич сначала проводил простые испытания, а затем, когда появились первые реактивные истребители Як-15, МиГ-9, Ла-15 и Як-23, он начал летать на них, проводил сложные испытания специального оборудования.

За 25 лет испытательной работы полковник Л.Н. Курашов провел более двухсот испытаний, освоив 63 типа истребителей и бомбардировщиков. Остается добавить интересный факт: дядя Л.Н. Курашова – Дмитрий Иосифович Курашов – окончил Гатчинскую школу военных летчиков вместе с известным пилотом П.Н. Нестеровым, воевал на «Фармане» и «Ньюпоре» против кайзеровской Германии.

В октябре 1953 года полк возглавил полковник Виктор Алексеевич Иванов. В годы Великой Отечественной войны он служил летчиком-инструктором в управлении боевой подготовки штурмовой и фронтовой авиации, неоднократно был в действующей армии и участвовал в боевых действиях, о чем говорили его награды: два ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Полярная Звезда МНР и медали «За освобождение Варшавы» и «За освобождение Праги». После войны в качестве летчика-инструктора находился более двух лет в зарубежной командировке в Польше, Германии, Корее, Австрии.

За большие заслуги в испытаниях опытного бортового оборудования командиру полка В.А. Иванову в было присвоено звание Героя Советского Союза, он был назначен заместителем начальника НИИ ВВС по летно-испытательной работе, а командиром полка стал полковник Николай Алексеевич Степанов. В 1938 году он добровольно вступил в армию. В то время он работал директором ресторана Мелитопольского порта и одновременно обучался в аэроклубе. В первые годы войны А.Н. Степанов служил в разведывательной авиации на Западном фронте (38-я раэ и 10-й ОАДРП), а с января 1943 года был переведен на испытательную работу в НИИ ВВС.

Первой в мире среди женщин заслуженным летчиком-испытателем стала летчик полка полковник Н.И. Русакова. Полковнику И.Т. Дуль-скому было присвоено звание заслуженного штурмана-испытателя СССР.

Призванный в Красную Армию в 1933 году с должности кочегара одного из заводов в Запорожьи, Иван Тихонович Дульский сначала учился в пехотной школе в Киеве, затем в артиллерийской школе в Одессе. Но любовь к небу победила, и он в 1935 году оканчивает 9-ю военную школу летчиков в Харькове, проходит службу в 19-й тяжело-бомбардировочной авиационной бригаде. В июле 1941 года после завершения учебы на штурманском факультете Военной академии командного и штурманского состава ВВС он был назначен в штурманский отдел НИИ ВВС, а с 1944 года стал штурманом-испытателем полка. 24 года он прослужил в НИИ ВВС и провел мно-жество испытаний и исследований самолетов и техники специальных служб ВВС. Одной из сложнейших работ, где в качестве штурмана-бомбардира участвовал И.Т. Дульский, была оценка радиолокационного бомбардировочного прицела РБП-4, разработанного в 1949 – 1952 годах под руководством В.С. Дехтярева. Государственные испытания прицела проводились на самолете Ту-16 с практическим бомбометанием по искусственной наземной радиолокационной цели, образованной из уголковых отражателей. В годы войны И.Т. Дульский проходил стажировку на 1-м Украинском фронте в составе 161-го гвардейского авиационного полка. Он награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями. По выслуге лет полковник И.Т. Дульский был уволен из Вооруженных Сил в июле 1965 года.

В начале 1961 года авиационный полк преобразуется в эскадрилью, которая позже, в феврале 1964 года, была расформирована, в связи с тем, что управления НИИ ВВС стали испытывать самолеты совместно со специальным оборудованием и вооружением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×