Перейти к содержанию
АХТУБИНСК городской форум
Авторизация  
Admn

Полигонные испытания

Рекомендуемые сообщения

Опыт боевого применения авиации в первые годы Великой Отечественной войны обусловил необходимость широкого внедрения в ВВС Красной Армии наземных средств радиолокации для обнаружения самолетов противника, опознавания своих самолетов и наведения истребителей – перехватчиков на воздушные цели. Это определило создание в 1944 году в Управлении испытаний техники специальных служб отдела полигонных испытаний радиолокационных средств. Начальником отдела был назначен В.Н. Новожилов.

Все усилия, в первую очередь, были направлены на строительство радиолокационного полигона, оснащение его радиолокационными средствами и подготовку инженерных кадров.

Несмотря на все трудности, личный состав радиополигона уже в 1945 году провел испытания 23 объектов радиолокационной и импульсно–радионавигационной аппаратуры, в том числе иностранной. Основная часть испытанной аппаратуры была рекомендована для использования при боевом применении. Среди них радиолокационная автомобильная станция SCR-527-А, предназначенная для обнаружения самолетов, определения их местонахождения и наведения истребителей-перехватчиков на самолеты противника. Испытания проводил ведущий инженер Семенов. Станция была изготовлена фирмой Дженерал Элек-трик в 1943 году. В состав станции входил оперативный пункт, оборудованный планшетным столом с компутором, – прибором, позволяющем решать различные навигационные задачи. Дальность действия станции составляла 60 – 112 километров на высотах цели 2000 – 6000 метров. В процессе испытаний совместно со штурманским отделом было установлено, что SCR-527-А может использоваться также для привода на аэродром в радиусе 100 километров со средним радиальным уклонением порядка 1 километр и для курсового самолетовождения с точностью 0,7 градуса по азимуту и 0,6 километра по дальности. Проверена возможность наведения самолета на наземные цели, расположенные на удалении до 90 километров с точностью плюс минус один градус.

Для привода на аэродром самолетов, оборудованных РЛС «Гнейс-5», был испытан английский импульсный радиомаяк TGRJ-5302, дальность действия которого для высоты 3000 – 4000 метров составила 70 – 80 километров, а для опознавания своих самолетов, оборудо-ванных радиоответчиком SCR-695, испытана опознавательная радиолокационная станция AN/TPХ-3. Испытания проводил ведущий инженер В.П. Балашов. Дальность действия станции составила 110 – 195 километров на высотах 2000 – 6000 метров.

По приказу главного маршала авиации А.А. Новикова в кратчайшие сроки специалисты радиополигона провели исследовательские испытания по применению радиолокационных станций «Пегматит – 2М» и SCR-527-А для обеспечения самолетовождения и вывода самолетов на наземную цель вне видимости земли.

Для обнаружения и наведения самолетов и определения их местонахождения были испытаны и рекомендованы строевым частям английская радиолокационная автомобильная станция «Эль Даблью» (LW) и американская радиолокационная палаточная станция AN/TPS-3. Первая из них располагалась на автомашине «Форд-Вот-2» и имела дальность действия 60 – 90 километров при высоте цели 2000 – 6000 метров. Вторая работала на одной из частот диапазона 590 – 611 МГц и имела дальность действия 100 – 170 километров при высоте цели 2000 – 6000 метров. Испытания проводил ведущий инженер Василий Иосифович Семенов, выпускник военного факультета академии связи им. Подбельского. За проведенные испытания он был награжден орденом Знак Почета, а в 1952 году в звании полковника возглавил отделение радиополигона.

Испытаниям был подвергнут американский оперативный центр AN/TTK-1 для управления истребителями-перехватчиками при наведении на воздушные цели. Один полукомплект такого центра позволял управлять работой восьми радиостанций, из которых две специального назначения, и осуществлять телефонную связь оперативного центра с 22 абонентами.

Представляла интерес для ВВС Красной Армии и была рекомендована для вывода самолетов на посадочную полосу в условиях малопересеченной и открытой местности американская подвижная РЛС SCR-584. Точность указания границы аэродрома экипажу составила плюс минус 200 метров, а разница между направлением посадочной полосы и курсом самолета при нахождении его над границей аэродрома была в пределах 30 – 10 градусов. Эта РЛС, кроме того, позволяла обнаруживать самолеты в воздухе, автоматически их сопровождать и передавать текущие координаты на прибор управления зенитным огнем. Радиолокатор работал на частоте 3000 МГц с мощностью в импульсе около 250 кВт. Максимальная дальность действия станции 50 километров для высот выше 1000 метров, при этом точность определения дальности составила около 10 метров.

В созданный отдел полигонных испытаний из военных академий и училищ направлялись инженеры и техники. Среди них были Александр Иванович Романов и Николай Александрович Гурылев из Ленинградской Военно-воздушной академии.

В составе радиополигона проходил срочную службу сержант А.С. Исаев, впоследствии генерал-майор, начальник управления в 1974 – 1984 годах. После окончания ускоренных курсов 1-го Московского ордена Ленина Краснознаменного военного училища связи в 1943 году Александр Степанович был назначен в НИИ ВВС на должность механика по радио и с тех пор связал свою жизнь с испытаниями бортового и наземного оборудования, прервав эту работу лишь на время обучения в Ленинградском КВВИА им. Можайского. А.С. Исаев прошел все ступени инженера – испытателя и в апреле 1974 года был на-значен начальником 5 управления ГК НИИ ВВС. Человек энциклопедических знаний в области радиолокации, радиосвязи, навигации, вычислительной техники, автоматизированного управления, авиационной эргономики и заметности летательных аппаратов, он был выдающимся испытателем и ученным.

Пик его деятельности пришелся на время создания и внедрения самолетов третьего и четвертого поколений, когда на борт пришла вычислительная техника, обладающая огромными ресурсами, быстродействием и возможностями. Бортовое оборудование объединялось в комплексы, позволяющие решать новые и более сложные задачи. Генерал А.С. Исаев непосредственно руководил рядом наиболее важных испытаний, принимал участие в разработке перспективных технологий испытаний бортового оборудования. Под его руководством была создана современная лабораторная база. Как командир, он смело выдвигал на руководящие должности молодых, сис-темно мыслящих, грамотных специалистов, доверял им проведение сложных работ, помогал им и контролировал. Он много и умело общался с разработчиками бортового оборудования, выступал с докладами руководству ВВС по проблемам испытаний, писал статьи и рефераты. Нередко засиживался в своем кабинете допоздна, изучая переводы, статьи, отчеты по разработке, созданию и испытаниям новых средств авиационной техники.

Александр Степанович Исаев был награжден орденами Знак Почета, Трудового Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и другими.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×