Перейти к содержанию
АХТУБИНСК городской форум
Авторизация  
adm

Телевизионная аппаратура, год 1944-й

Рекомендуемые сообщения

В феврале 1944 года был изготовлен и испытан в летных условиях макет аппаратуры телевизионной связи РД. Летные заводские испытания проводились в октябре 1944 года на базе ЛИИ в Кратово и Суково (ныне Солнцево), где был установлен телевизионный передатчик. Телевизионные приемники были установлены на двух самолетах «Аэрокобра» из 28 иап ПВО Западного фронта. Антенна аппаратуры была натянута сверху вдоль фюзеляжа. Акт испытаний был утвержден Главным инженером ВВС на-чальником НИИ ВВС А.К.Репиным. В акте отмечалось, что аппаратура РД позволяла выполнять задачу дальнего наведения самолетов-истребителей на самолеты противника в любое время суток и в любое время года.

1 декабря 1944 года аппаратура РД в составе трех комплектов назем-ной и 30 комплектов самолетной аппаратуры была предъявлена на госу-дарственные испытания в НИИ ВВС.

Разработка аппаратуры телевизионной связи РЛС с самолетами-истребителями для наведения их на самолеты противника была начата в ОКБ при Всесоюзном энергетическом институте и продолжена с конца 1943 года в НИИ-108. Работой руководил А.А.Железнов, в его группу вхо-дили специалисты эвакуированного Ленинградского Научно-исследовательского института телевидения № 9. Аппаратура получила на-именование РД и была предназначена для передачи телевизионного изо-бражения карты местности с текущими курсами и отметками высот само-лета противника и своего самолета, определяемыми наземными РЛС. Эта карта по специальной телевизионной линии передавалась летчику самоле-та-истребителя, оборудованного телевизионным индикатором, в качестве которого была использована семидюймовая трубка от телевизора КВН. Дальность действия аппаратуры составляла около 150 километров при вы-соте полета самолета-истребителя 6000 метров.

Аппаратурой РД в дальнейшем были оборудованы самолеты А-20G и Як-9 45-го авиационного полка 56-й АД ИДД. Войсковые испытания проводились в районе города Бреслау (ныне Вроцлав) под руководством представителя НИИ ВВС Анатолия Васильевича Пивоварова, в то время старшего техника – лейтенанта, а в последствии главного инженера ОКБ-1, генерал-майора. От НИИ-108 в них участвовали Е.С. Губенко и Н.Н. Бра-тухина. Вторая группа проводила испытания под Ленинградом, где рабо-тали от НИИ-108 А.А. Расплетин и инженер Васильев.

Известно, что под Бреслау в феврале 1945 года была окружена круп-ная группировка немецких войск, которая снабжалась по воздуху. Авиаци-онным частям Западного фронта была поставлена задача осуществить бло-кировку Бреслау, не допуская транспортные самолеты противника к окру-женным. Решение этой задачи было возложено на самолеты полка майора А.Н. Мхитарова, оборудованные аппаратурой РД. В апреле 1945 года группа испытателей прибыла на аэродромы Сьрода, Бжег и приступила к испытаниям аппаратуры в условиях боевых действий, одновременно обу-чая летный и наземный состав полка и командных пунктов. Блокирование крепости Бреслау с воздуха осуществлялось успешно и 6 мая 1945 года гарнизон капитулировал.

Телевизионной системой РД-1 в конце войны были оборудованы два самолета «Спитфайр» из 26-го гвардейского истребительного полка ПВО. Летали на них командир полка подполковник М. Мациевич и капитан Н. Щербина.

Интересно, что аппаратура РД пригодилась и после войны, хотя про-должения этой разработки в НИИ-108 не было. Она использовалась во время воздушного парада в Москве 1 мая 1948 года. С помощью восста-новленной аппаратуры проводилось управление воздушным парадом, в ко-тором участвовала авиационная часть под командованием генерала В.И. Сталина.

В годы войны в НИИ-108 разрабатывалась телеустановка «Алмаз» с передачей изображения с самолета-разведчика и записи его на фотопленку на земле (руководитель А.С. Бучинский), однако до этапа испытаний дове-дена не была.

Необходимо отметить, что использование телевизионных устройств в авиации можно отнести к началу 30-х годов, когда во Всесоюзном элек-тротехническом институте и в Ленинградском НИИ № 9 были начаты ши-рокие исследования и практические работы по телевидению, первые пере-дачи которого были осуществлены в нашей стране 29 апреля и 2 мая 1934 года. Технические возможности телевидения сразу привлекли внимание военных специалистов. Его можно было использовать как средство развед-ки, наведения, управления войсками и боевой техникой.

В октябре 1937 года на самолете ТБ-3 проходила испытания телеви-зионная установка, созданная американской фирмой RCA по советскому заказу. Установка работала в УКВ-диапазоне и передавала изображение на расстояние до 25 километров с высоты полета до 3000 метров. Приемная аппаратура размещалась в специальном автомобиле и позволяла наблю-дать, например, за ходом боя или маршем войск. Однако испытания пока-зали, что для получения четкого изображения самолет должен «висеть» над полем боя долгое время и на небольшой высоте, а за это время он мо-жет быть сбит истребителями противника или зенитной артиллерией. Кро-ме того, установка была довольно громоздкой, весила 270 килограммов, а экран размером 12х17 сантиметров не давал много информации. В отчете по испытаниям было написано, что «…данная установка в настоящем сво-ем виде непригодна для тактического использования в боевой обстановке». В дальнейшем на основе американской разработки в НИИ-8 был создан облегченный вариант телевизионной установки «Доломит», который пы-тались использовать на самолете ДБ-3. Однако характеристики созданной установки оказались намного хуже оригинала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×